Главная » 2016 » Июнь » 27 » Письмо начальствующего епископа РЦХВЕ Президенту РФ о поправках к закону О свободе совести, ограничивающих миссионерство
21:38
Письмо начальствующего епископа РЦХВЕ Президенту РФ о поправках к закону О свободе совести, ограничивающих миссионерство


22 июня начальствующий епископ РЦХВЕ Э.А. Грабовенко обратился с письмом к Президенту РФ В.В. Путину в связи с внесением поправок к закону «О свободе совести», касающихся миссионерской деятельности. Письма были также направлены председателю Комитета Государственной думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Я.Е. Нилову, председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ В.И. Матвиенко и председателю Государственной думы Федерального собрания РФ С.Е. Нарышкину.

В письме Президенту РФ, в частности, говорится:

Многоуважаемый Владимир Владимирович!
Обращаемся к Вам как гаранту защиты конституционных прав.
7 апреля 2016 г. депутатами Государственной Думы Яровой И.А., Пушковым А.К., Герасимовым Н.В. и членом Совета Федерации Озеровым В.А. на рассмотрение Государственной Думой был внесен Законопроект № 1039149-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»1 .

20 июня 2016 г. законопроект был уже успешно рассмотрен и принят во втором чтении, увеличившись с первоначальных 8 до 37 страниц, затронув больше десятка законов, далеко не все из которых относятся непосредственно к профилю Комитета по безопасности. Из содержания законопроекта очевидно, что при подготовке поправок главы других профильных комитетов не привлекались. Несмотря на то, что в данном законопроекте предлагается прямо регулировать вопросы, связанные с религией, законопроект на обсуждение и согласование с комитетом Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций не выносился. Общественное обсуждение законопроекта также не проводилось, тем самым субъекты, на регулирование деятельности которых направлен законопроект – религиозные организации, были лишены возможности высказать свое мнение.

С данным законопроектом мы категорически не согласны по следующим причинам:

Законопроект является антиконституционным, так как нарушает фундаментальные права ее граждан и не соответствует действующей Конституции Российской Федерации. Так, например:

Предлагается дополнить Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»3 Главой III1. «Миссионерская деятельность». Под миссионерской деятельностью предполагается признать распространение веры и религиозных убеждений везде (кроме культовых зданий), в том числе через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Между тем, исповедание и распространение веры являются основными целями религиозного объединения, установленными ст. 6 действующего Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Несоблюдение данных целей создания религиозного объединения влечет за собой ликвидацию религиозного объединения как потерявшего характер и признаки, для которых оно было создано.

Кроме того, введение понятия «миссионерской деятельности» является по сути избыточным и синонимичным имеющемуся в действующем законе понятию «распространение веры», а предлагаемые запреты при осуществлении миссионерской деятельности дублируют положения пункта 2 статьи 14 Закона о свободе совести.

Более того, статьей 242 предполагается установить порядок осуществления миссионерской деятельности, который предусматривает, что граждане могут осуществлять ее (а по сути распространять свою веру и убеждения) только от имени религиозной группы или организации.

Вышеуказанные нормы грубо противоречат статье 28 Конституции Российской Федерации3 и всей логике профильного закона 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», которыми гарантируются каждому свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Кто и как будет определять, в какой момент участник религиозной организации действовал по заданию своей организации, а где реализовывал свое собственное право и свою свободу, так как его взгляды не вполне (хотя и в общем) соответствуют религиозной организации, богослужения которой он посещает?

Таким образом, данный законопроект нарушает право граждан на свободу совести. Может ли при этом религиозная организация отвечать за все действия граждан, которые в той или иной мере связывают свою веру с верой, исповедуемой религиозной организацией? Очевидно, что нет. В уставе каждой религиозной организации говорится, что организация не отвечает по обязательствам своих участников, а участники – по обязательствам организации. Иначе пришлось бы декларировать, что участники религиозной организации суть одно, но этого не может быть.

Желание столь стремительного принятия недоработанного закона, затрагивающего права и интересы миллионов граждан, более чем удивительно, особенно учитывая то обстоятельство, что накануне Правительством Российской Федерации был рассмотрен аналогичный проект федерального закона № 1051971-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»4 , внесенный членом Совета Федерации Чернышенко И.К.

Правительство, обоснованно отвергнув вышеуказанную поправку, указало, что согласно статье 3 Закона о свободе совести, в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со статьей 6 Закона о свободе совести, религиозные объединения образуются в целях совместного исповедания и распространения веры.

Таким образом, Правительство отметило, что законодательством Российской Федерации в достаточной мере урегулирован вопрос деятельности религиозных объединений в целях распространения веры. Несмотря на такое мнение, появился еще один, третий вышеуказанный законопроект, прошедший два чтения.

Предусмотренный же пунктом 3 статьи 18 Закона о свободе совести в редакции законопроекта уведомительный порядок деятельности представителей религиозных организаций при осуществлении своей деятельности на территории Российской Федерации может привести к необоснованным ограничениям свободы вероисповедания и связанных с нею в данном случае иных свобод (свободы собраний, свободы слова, свободы передвижения и так далее).

Нельзя не обратить внимание и на предлагаемые санкции:

Предполагается внесение изменений в ст.5.26 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 года N 195-ФЗ5 , дополнив ее частями 3 – 5 следующего содержания:

«3. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной, либо заведомо ложной маркировкой, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

4. Осуществление миссионерской или проповеднической деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового».

В данной редакции заложена необоснованно широкая трактовка предлагаемой нормы. С учетом низкого уровня подготовки сотрудников правоохранительных органов, особенно в сфере законодательства о свободе совести, а также незнание основ государственно-конфессиональных отношений, такие нормы будут неминуемой причиной ущемления прав верующих и злоупотреблений. Предлагаемая поправка не расшифровывает, каким образом и где именно религиозная организация обязана указывать свое полное официальное наименование. И столь недоработанный, не прошедший общественную оценку законопроект предлагается уже к третьему (!) чтению.

В случае принятия этого законопроекта в части ограничений свободы совести, больше всего пострадают не экстремисты, а законопослушные граждане России. К огромному сожалению, пострадают верующие разных конфессий, для которых вера в Бога – это не просто следование моде времени, но неотъемлемая составляющая часть повседневной жизни.

Практика применения новых норм нарушит стабильность религиозного мира в нашей стране. Изменения, предусмотренные рассматриваемым законопроектом, затронут базовые конституционные права и свободы миллионов верующих российских граждан, а также фактически упразднят одно из неотъемлемых прав и свобод – свободу вероисповедания.

В связи с этим просим не допустить принятие ограничительных и репрессивных мер в отношении свободы совести в России.

_____________________________________________________________________________________________________________

1. Законопроект № 1039149-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности // Официальный интернет-портал Государственной Думы РФ http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=1039149-6&02 , (дат. обр. 22.06.2016 г)

2. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях // СЗ РФ.1997. – № 39. – Ст. 4465.// Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, (дат. обр. 22.06.2016г)

3. Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, (дата обращ.- 22.06.2016 г)

4. Законопроект № 1051971-6 О внесении изменения в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части определения понятия миссионерская деятельность) // Официальный интернет-портал Государственной Думы РФ http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1051971-6 , (дат. обр. 22.06.2016 г)

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016) // СЗ РФ.2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст. 1. // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, (дат. обр. 22.06.2016 г)

С уважением, начальствующий епископ РЦХВЕ
Э.А. Грабовенко
Просмотров: 280 | Добавил: kuvaldometr72 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar